Новости
- Подробности
-
Опубликовано: 13 ноября 2019
-
Просмотров: 624
Информируем наших постоянных клиентов – производителей и поставщиков продукции, что ООО «СЕРТАТОМ» принял решение о добровольном временном приостановлении действующего Аттестата аккредитации органа инспектирования ООО «СЕРТАТОМ» (№7А199) с 01.11.2019, о чем были проинформированы Национальное агентство по аккредитации Украины и ГП «НАЭК «Энергоатом».
Наше стремление содействовать развитию международной практики привлечения независимых специализированных органов для выполнения оценки соответствия продукции, важной для безопасности АЭС путем демонстрации компетентности (аккредитации) украинского органа инспектирования «СЕРТАТОМ» требованиям международного стандарта ДСТУ EN ISO / IEC 17020:2014 оказалось невостребованным.
Решение о временном приостановлении Аттестата аккредитации обусловлено действующим сейчас подходом ГП «НАЭК «Энергоатом» и его обособленных подразделений к оценке соответствия, при котором эксплуатирующая организация не только не привлекает специализированные аккредитованные инспекционные органы, но и при проведении оценки соответствия своими силами, представители эксплуатирующей организации не всегда участвуют даже в последних контрольных точках планов качества (приемо-сдаточные испытания и готовность к поставке). Такой подход, безусловно, не может гарантировать выявление всех несоответствий в изготовленной продукции, а также вызывает нарушение хозяйствующими субъектами, участвующими в цепи поставок (производителями и поставщиками продукции), требований НПС ЯРБ (НП 306.1.190-2012, НП 306.1.182-2012) и стандартов эксплуатирующей организации.
Напоминаем, что необходимость проведения оценки соответствия для АЭС Украины определена нормами и правилами ЯРБ для всех субъектов, участвующих в цепи поставок (производителей и поставщиков продукции), а именно:
- п. 7.5.6 НП 306.1.190-2012 «Общие требования к системе управления деятельностью в сфере использования ядерной энергии»;
- разделом 7.3 НП 306.1.182-2012 «Требования к системе управления деятельностью эксплуатирующей организации (оператора)».
Обращаем внимание производителей и поставщиков, что продукция не может считаться соответствующей установленным требованиям и прошедшей оценку соответствия при наличии следующих признаков формального подхода к оценке соответствия одним из участников поставок – представителей ЭО:
- наличия в согласованных планах качества во всех контрольных точках представителя ЭО статуса WP (R) (то есть фактически отказ от участия в ОС),
- отказ представителя ЭО от участия в оценке соответствия согласно статусу точек согласованных планов качества, в том числе в последних контрольных точках планов качества (приемо-сдаточные испытания и готовность к поставке).
Перечисленные признаки могут быть квалифицированы как нарушение со стороны ЭО требований НП 306.1.190-2012 п.7.6.4. в части «избежание осуществления мер контроля, предусмотренных для этой продукции» и п.7.6.5. касательно письменного заверения «прохождения контроля, а также соответствия процессов и продукции установленным требованиям».
При наличии таких признаков, мы предупреждаем предприятия, что закрытие плана качества со стороны производителя является нарушением п.7.3 СОУ НАЭК 039-2013 и такая продукция, после ввода в эксплуатацию, в случае ее отказа, при нанесении существенных убытков или возникновении радиационных инцидентов, может быть квалифицирована по отношению к производителю / поставщику, как нарушение правил ядерной или радиационной безопасности (статья 274 Уголовного кодекса Украины), или такие действия могут быть трактованы как служебная халатность (статья 367 УК), поскольку требования НП 306.1.182-2012 (п.1.2) являются обязательными к исполнению всеми юридическими лицами-поставщиками товаров, работ и услуг для систем, важных для безопасности атомных станций, а поставщик (ст. 34 Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»), как субъект деятельности также несет ответственность за невыполнение требований НП.
Для предотвращения возникновения у Поставщиков указанных выше рисков, привлечение ООО «СЕРТАТОМ» к оценке соответствия имеет определенные преимущества:
- ООО «СЕРТАТОМ» остается аккредитованным органом по оценке соответствия продукции (аттестат аккредитации № 1О195) и органом по сертификации систем менеджмента (аттестат аккредитации № 8О111), что позволяет в рамках действующего законодательства в сфере технического регулирования предоставлять услуги инспектирования (оценки соответствия на всех этапах производства) продукции СВБ для АЭС Украины (по договорам с производителями по их инициативе);
- Как поставщик, так и завод-производитель обеспечит безусловное выполнение требований НП 306.1.182-2012 в части «предотвращения ненадлежащего исполнения или отказа от выполнения инспекций или испытаний, а также предотвращения несанкционированного использования продукции или процессов, которые не прошли соответствующих инспекций или испытаний (контрольные точки)» (п.8.2);
- Специализированная организация обеспечит «документальное подтверждение (ведет записи), что продукция или процессы прошли предусмотренные для них инспекции, проверки или испытания (в том числе НПС ЯРБ и стандартами ГП «НАЭК «Энергоатом»). В записях указываются: результаты инспекций, проверок или испытаний, заключение о соответствии продукции, меры, принятые в случае выявления несоответствия, информация о личности, которая провела инспекцию, проверку или испытания» (п.8.5), что сейчас фактически не выполняется;
- Производитель имеет возможность изготовления продукции на склад, что обеспечит при выигрыше тендера своевременную поставку с выполнением требований стандартов СОВП, а также получает сертификат соответствия, подтверждающий референтность и качество продукции;
- Для руководителей предприятий появляется возможность повысить репутационную привлекательность и получить дополнительную уверенность в качестве своей продукции, повысить эффективность контроля за действиями персонала, снижение затрат на возможные устранения несоответствий на входном контроле на АЭС, контрольный персонал предприятий имеет возможность получить дополнительный опыт при контакте с инспекторами.